Чем полезна малому бизнесу регистрация без офиса​

Минэкономразвития предлагает послабление для малого и среднего бизнеса. Оно разрабатывает законопроект, который разрешит предпринимателям открывать новые компании, не имея офиса. В качестве адреса они смогут указывать ближайшее почтовое отделение. Туда будут приходить письма от госорганов. Авторы законопроекта отмечают, что сейчас многие предприниматели, особенно основатели IT-стартапов, вынуждены арендовать помещения, хотя офисы им не нужны и не по карману. «Ведомости» выясняли, облегчит ли новая инициатива жизнь малому бизнесу.

«Мы с партнером два месяца бегали по Москве, смотрели офисы и приходили в ужас: большинство доступных по цене помещений в аварийном состоянии. Там невозможно было находиться, не то что работать», – вспоминает Артем Климов, гендиректор онлайнового агрегатора страховок Prosto.Insure. Компаньоны сняли 20 кв. м в центре города за 30 000 руб. в месяц. По словам Климова, просторных помещений в бизнес-центрах много, а вот найти угол для 2–3 сотрудников практически невозможно. Арендодатели вообще не хотят иметь дел с малым бизнесом, за услугу регистрации юридического адреса требуют дополнительных денег, уверяет он.

Офис в центре Москвы нужен, прежде всего, для престижа, говорит гендиректор компании «Чайные пилигримы» – производителя чая LaosTea Александр Жиряков. LaosTea арендует офис в 42 кв. м у метро за 120 000 руб. в месяц, а также небольшой склад за 15 000 руб. в месяц. По его оценкам, сейчас можно найти неплохое помещение в 30–40 кв. м за 60 000–80 000 руб. за пару недель.

Начинающим предпринимателям вообще не нужен офис, они обычно работают из дома и нанимают удаленных сотрудников. Большинство покупают фиктивный юридический адрес в помещении, где уже прописано несколько десятков юрлиц, говорит Александр Толкач, гендиректор компании – разработчика симуляционных игр СT Influence Games. Он рассказывает, что сам поступил именно так, когда открывал ООО в 2014 г. Стоимость услуги – 12 000–14 000 руб. в год, говорит Толкач.

Позже Толкач решил «съехать» с адреса массовой регистрации, потому что такая регистрация незаконна и рискованна. Налоговая служба в последние годы тщательно проверяет адреса юрлиц и если предпринимателей нет в помещении по месту регистрации, то налоговая служба может исключить ООО из ЕГРЮЛа, говорит Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России». А по данным ФНС, недостоверный адрес регистрации – основная причина исключения юрлиц из реестра. Так, в 2016 г. из ЕГРЮЛа было удалено 780 000 компаний, а в 2017 г. – 520 000.

В 2017 г. Толкач зарегистрировал компанию в собственной квартире. Правда, это не слишком удобно, потому что контрагентам приходится называть личный адрес, а переговоры проводить в домашней обстановке. Регистрацию в отделении «Почты России» он считает идеальным вариантом, тем более что госорганы все равно присылают письма по почте, а связь с ФНС у предпринимателя налажена через электронные сервисы.

«В самом начале мы купили адрес в небольшом кабинете массовой регистрации, но через несколько месяцев банк пригрозил нам закрыть расчетный счет, если не будет офиса. Поступали претензии и от страховщиков, с которыми мы сотрудничали», – вспоминает Климов.

Однако налоговые органы будут присматриваться к компаниям с адресом в почтовом отделении, считает Зеленов, примерно так же, как они изучают организации, зарегистрированные в местах массовой регистрации.

«К контрагентам без настоящего юридического адреса у нас нет доверия», – говорит Жиряков. Он считает регистрацию юрлиц в почтовом отделении сомнительной затеей.

Виктор Зубик, основатель компании «Инвенд», разработчика терминалов самообслуживания, тоже полагает, что неудобно будет иметь дело с контрагентами, зарегистрированными на почте. «Куда я буду присылать претензии? Как я пойму, что учредитель компании получит мои письма?» – недоумевает бизнесмен.

Банки могут отказать в открытии расчетного счета или одобрении кредита юрлицу без офиса, полагает Зеленов. Банкиры уверяют, что процедуры не изменятся. Юрлицам с адресом в почтовом отделении будет даже проще открыть расчетный счет, говорит Андрей Павлов, руководитель службы целевого кредитования «Почта банка», ведь сейчас и так около 50% компаний не находится по указанным адресам. По словам старшего вице-президента ВТБ Руслана Еременко, сам факт регистрации малого предприятия по адресу почтового отделения не станет причиной отказа в кредите. Гораздо важнее для принятия решения информация о финансовом состоянии, о деятельности заемщика и источниках погашения ссуд, говорит Еременко. Как уверяет Денис Скоков, исполняющий обязанности руководителя управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка, если закон будет принят, то предприниматели как с офисом, так и с регистрацией в почтовом отделении будут равны для банка при открытии счета или выдаче кредита.